Деревенский киоск. Проект — макет

Деревенский  киоск. Проект — макет. Конструктивист Алексей Ган

Деревенский киоск. Проект — макет. Конструктивист Алексей Ган

Советизация деревни идет различными путями. Трактор и электрификация, кооперирование сельского населения, новые способы культурной обработки земли, политико-просветительная работа и многое другое — все в целом — составляет ту колоссальную социально-культурную деятельность, которую развивает в деревне Советская власть, партия и пролетарская общественность.

Вовлеченные в строительство новых общественных и хозяйственных форм крестьяне — в силу недостатка средств — продолжают пребывать в старых условиях домашнего быта двора-избы, и даже их общественные очаги, которые становятся уже неотъемлемой частью советской деревни (избы-читальни, клубы и прочее) так же остаются архитектурно неоформленными.

В деревнях-селах по прежнему только церковь является, так сказать, архитектурным местом. Ей нет соперника здания в деревне, которое бы своим пребыванием в архитектурной среде сельских строений агитировало за новый быт деревни.

Учитывая наше экономическое положение и понимая, что в данное время трудно подойти к практическому осуществлению постройки новых зданий даже для общественных нужд деревни, хочется хотя бы в самых скромных размерах подойти к этой задаче вне очереди.

Настоящими соображениями и руководствовался автор проекта.

Киоск сконструирован так.

В смысле функционального назначения в нем должны увязаться две формы деятельности: торговая и общественная. Торговая — по сбыту литературы, писчебумажных материалов и принадлежностей; общественная — по обслуживанию местного населения культурной связью деревни с городом, через почту, радио и кино-экран. Кроме того, киоск должен стать центральным местом для массовых форм рабочекрестьянской общественности.

Внешний вид его представляет из себя треугольник (план) со срезанными углами и скошенными фасадными плоскостями.

Треугольник вызван теми обстоятельствами, что улицы деревни в большинстве не организованы, а установка его не должна рассчитывать на особое для себя планирование местности.

Сооружение же должно быть в одинаковой мере видно со всех точек зрения полно и ра́вно.

Трех-ярусное построение по вертикали и трех-линейное разделение самого плана по горизонтали, также вызваны рабочими функциями киоска.

Фасадные плоскости срезаны для того, чтобы сток воды и сползание снега происходило в трех направлениях, а не в шести. Это дало возможность расширить кубатуру второго яруса и использовать ее под помещение для товара.

Материальное оформление — дерево, листовое железо и стекло.

Андрей Новиков

Современная архитектура. 1926. № 1.